» » Вертел очаг кругом жаркова что означает. М.В

Вертел очаг кругом жаркова что означает. М.В

Читать стих “Случились вместе два астронома в пиру” Ломоносоав Михаила Васильевича нужно как притчу – именно такую форму своему произведению дал великий поэт. Два спорщика – это Птолемей и Коперник, предмет их спора – вращение планет. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, можно также узнать точки зрения двух ученых о Солнце и Земле. Поэт использует необычный прием, сталкивая личностей из двух эпох для выяснения истины.

Текст стихотворения Ломоносова “Случились вместе два астронома в пиру” интересен тем, что точку в ученом споре ставит обычный повар с помощью простой аналогии с жарким и вертелом. Прочтя это познавательное и остроумное произведение онлайн, легко увидеть отход от канонов классицизма. Стоит учить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл – это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.

Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье разсуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Здесь вы можете слушать онлайн произведение Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру", написанное в 1761 году. В нем два астронома, Птолемей и Коперник, спорили о том, планеты вращаются вокруг солнца или наоборот. Но спор разрешил повар, сказав, что не может очаг костра вращаться вокруг жаркова. На самом деле в реальном мире эти астрономы никак не могли встретиться из-за "небольшой" разницы в возрасте 1373 года, так как Птолемей жил во II веке, а Коперник в XV-XVI веках.

Читать "Случились вместе два астронома в пиру"

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?

2. Кто такие Птолемей и Коперник?

3. Могли ли они встретиться за одним столом?

4. О чем спорят два астронома?

5. Почему точку в этом споре ставит повар?

6. Как повар объясняет правоту одного из ученых?

Это стихотворение представляет собой научный анекдот на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза спроецирована на вполне конкретные предметы: солнце – очаг, земля – жаркое.

Центральная тема раннего Просвещения, породившая немало острых дискуссий, - предложенная Коперником теория вселенной. Речь идет об актуальной концепции множественности миров, ставшей в России предметом научных и религиозных споров. Российская история этой идеи начинается с перевода А. Кантемиром трактата «Разговор о множественности миров» Фонтенеля (1686), сделанном в 1730 году. Фонтенель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и легкой форме разговоров, происходивших якобы по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагает собеседнице важнейшие сведения о земле, луне, планетах, неподвижных звездах и пр.

Ещё в первой половине 18 века гелиоцентрическая теория Коперника вызвала раздражение католической церкви; официальный протестантизм проявлял в этом отношении не больше терпимости. В России эта теория натолкнулась на противодействие церкви, для которой примириться с ревизией традиционной геоцентрической концепции оказалось не менее трудным, чем западным церквям. Эта идея обрела скандальную историю в доносах и запретах Святого Синода на печатание книг, содержащих упоминание или намеки на идею не-единственности Божьего мира.

Из-за противодействия церковных кругов труд Фонтенеля в России был напечатан только в 1740 г. Ломоносов в своих научных и литературных произведениях продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником.

«Письмо о пользе Стекла» (1752)

1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?

2. Как обозначено в стихотворении занятие поэзией?

3. Что противопоставляется стеклу и почему?

5. Какое место отведено в этой истории Прометею? Как переосмыслен у Ломоносова образ Прометея в сравнении с традиционным мифом о Прометее?

6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?

7. Как используются эти свойства на благо человека?

8. Как связаны у Ломоносова Стекло и Наука?

9. Где в данном стихотворении находит своё выражение физико-теологическая доктрина?


10. Как связаны у Ломоносова стекло и наука?

«Письмо о пользе Стекла» (1752 г.) – знаковое произведение и для русской культуры 18 века, и для творчества Ломоносова, так как именно здесь наглядно расставлены приоритеты его деятельности:

· Слово, помогающее его популяризации

Информативное богатство текста, в котором отражены ключевые идеи и концепты – политические, религиозные, научные – века Просвещения, реалии быта и культуры того времени, позволяет считать это сочинение просветительской энциклопедией.

Заглавие отсылает к эпистолярной форме, по содержанию это изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по пафосу – апология просветительских идей, по топосам – высокая поэзия.

Как явствует уже из названия, значимость науки определяется Ломоносовым по-петровски – через пользу. Все уровни русской культуры 18 века пронизывает принцип иерархичности. В «Письме…» Ломоносов конструирует иерархию вещей, и главным критерием иерархичности у него выступает польза – одно из базовых понятий культурной парадигмы 18 века. Польза – универсальный критерий оценки жизненных явлений (ср.: 6 сентября 1751 г. в публичном собрании Императорской Академии Наук Ломоносов произносит «Слово о пользе Химии»; в 1757 им написано «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»). В «Письме о пользе Стекла» Ломоносов пытается балансировать между пользой и красотой, но у него нет красоты без пользы: эти две категории в послании успешно синтезированы в образе полезной красоты – в самом желанном для той эпохи и утопичном по своей природе.

Первое двустишие имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 г. Ломоносов отплывает в Германию для изучения химии и горного дела, а вернувшись был прикомандирован к Минеральному кабинету. Он написал несколько работ по минералогии и совершил в этой области немало открытий. Ученый-поэт знал толк в минералах, но ко времени написания Письма его научным вниманием завладели цветные смальты.

Занятия поэзией в «Письме…» обозначено риторической формулой – восхождением на Парнас. Метафора движения между двумя мирами – земным и небесным – иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы естества, а затем с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом. В финале письма также появляются Парнасские горы, с которых поэт спускается на землю. Восторг – базовая категория нормативной поэтики классицизма – в данном случае нужен для воспевания Стекла. Перед нами ода, посвященная стеклу.

Предмету поэтического восторга – Стеклу – Ломоносов противополагает «лживое счастье», точнее, «ломкость счастья». Появление пары Стекло – Счастье кажется странным: предмет мира материального включен в сравнение с понятием мира идеального. Основными значениями, составляющими в 18 веке понятие Счастья – Удачи, стали переменчивость и всемогущество, неожиданность действий Фортуны. Мотивы преодоления непостоянства счастья и желания сохранить счастье недвижным становятся общими одическими местами. Счастье – вещь достижимая, хотя и переменчивая и зависящая от воли богов. Стекло дает счастье истинное, полезное. Стекло, как и счастье, блистает приманчивым лучом. Предпочтение Стекла «ломкости лживого счастья» обозначает идею превосходства мира материального над миром идеальным, прагматики над абстракцией, постоянства над переменчивостью, истины над ложью. Слово «ломкость» (синоним непостоянства) принадлежит научной лексике и обозначает свойство физическое. И в этом оригинальность ломоносовского образа счастья.

В дидактической поэме, предназначенной для пропаганды научного знания, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф творения природного стекла – Первостекла. Основой этого мифа являются научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые облачаются в форму архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не просто одушевляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со свойственным ей набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова оказался востребованным сам потенциал архаического мифа как древнейшего способа интерпретации мира, содержащего адаптационный механизм для объяснения окружающей действительности, что позволяет транслировать научные идеи в мифопоэтической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задачи популяризации научного знания, введения его в культурный обиход в наивно-художественном виде, доступном для обыденного сознания. Ломоносовский миф творения Стекла – своеобразный пролог к рассказу о его полезности – повествует о появлении первого стекла в результате соединений усилий Огня и Натуры.

Стекло обретает биографию – историю своего рождения. Причина рождения Стекла – появившееся у Огня желание «произвесть дитя». Огонь обретает свободу в извержении вулкана. Мать Стекла – Натура. Достойное дитя – полезное дитя.

В ломоносовском мифе о Стекле Огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано со сферой деятельности Ломоносова, с его сознательной устанокой на трансляцию в общество нового знания о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если солнце, земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то подземный огонь, скрытый от глаз, - явление, требующее описания и объяснения.

В мифопоэтической картине мира у Ломоносова отсутствует Бог-творец, создатель мира. Процесс творения автор связывает с природными стихиями, которые подчиняются собственным законам. Такую трактовку следует оценивать не как антирелигиозную, но как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтической интерпретации творения, в которой слиты образное и научное постижение мира, связано с функциональной направленностью его произведения. В Письме утверждается полезность любого природного процесса, даже такого, который рождает страх. Эсхатологический ужас, представленный в мифе, компенсируется обретением нужного для жизни материала. Два дискурса, мифопоэтический и научно-популярный, неожиданно совпадают в единой функции – популяризации знаний.

Далее следует кумулятивное перечисление полезностей Стекла. Выбор столь скромного предмета, как стекло, приобретает программное значение: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых хранятся напитки и лекарства, окна, зеркала, бисер, оранжереи, зажигательные стекла, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины. Все эти достижения человеческой изобретательности выступают для него воплощением идеи прогресса.

В частности, Ломоносов не только указывает на одну из областей применения Стекла (микроскоп), но и презентирует один из методов научного поиска – микроскопический метод, для российской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.

В научных и литературных трудах Ломоносов пытается примирить материалистический и идеалистический взгляды на ми, породив тем самым «академическую религизность» (определение Л. В. Пумпянского). Он разрабатывает способ философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре 18 века. Традиционно этот метод постижения мира именуют научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее божественного творения мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым предоставляя доказательства существования Бога, тем самым прославляя гениальность «архитектора мира».

Литература

1. Абрамзон Т. Е. «Письмо о пользе Стекла» М. В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. М., 2010.

2. Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. М., 2005. – С. 287-300.

3. Осповат К. А. Ломоносов и «Письмо о пользе стекла»: поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. С. 148-183.

4. Трилесник В. И. Проблемы науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.9. СПб., 1991. – С. 15-27.


Случилось вместе два астронома в пиру – это яркое произведение Ломоносова, которое было написано в 1761 году. Автор в небольшом стихотворении изобразил встречу Коперника и Птоломея.

Оба они были мудрыми людьми, но тут стали спорить о том, как устроена Солнечная система. Коперник утверждал, что Земля и все остальные планеты крутятся вокруг Солнца, а Птоломей никак не соглашался.

За их спором следил повар, который не мог не рассмеяться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Хозяин в недоумении и спросил, неужели он разбирается в этом вопросе. Тогда повар в шуточной манере смог доказать, что Земля крутится вокруг Солнца. Он сказал, что никогда не видел такого повара, который бы вокруг жаркого крутил очаг.

Такое небольшое и интересное произведение осталось на сотни лет в памяти мировой литературы. Оно передает многие особенности русского народа. Особенно стоит отметить мудрость, которая изложена через хитрость. А главное, эту мудрость говорит простой человек. Ломоносов смог отлично подобрать слова и сделать интересную концовку со смыслом.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ деревни Холмогоры Архангельской губернии. Первыми книгами, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте, были «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого (рис. 2), «Грамматика словенская» Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магницкого (рис. 4).

Рис. 2. «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого ()

Рис. 3. «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого ()

Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магницкого ()

В 19 лет Ломоносов покинул свой дом и отправился учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), в числе лучших учеников окончил ее. После этого поступил в университет при Петербургской академии наук (рис. 6) и закончил его.

Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()

Рис. 6. Петербургская академия наук ()

Продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и уже в 34 года стал профессором химии.

Рис. 7. Марбургский университет ()

Круг интересов М.В. Ломоносова включает множество наук, в него входили математика, химия, физика, астрономия, геология и география.

В 1754 году разработал проект создания Московского университета. И через год, в 1755 году, в Москве открылся этот университет, который сейчас носит имя его создателя (рис. 8).

Рис. 8. Московский университет ()

Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому что родом был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.

Две тысячи лет назад в древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).

Рис. 9. Клавдий Птолемей ()

Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг нее, его учение получило название «геоцентрическая система». Геоцентрическая система - от слова «гео», что означает Земля.

В XVI веке Николай Коперник (рис. 10), польский ученый, разработал другую систему мироздания - Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система - от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а сочинения запрещены долгие годы.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Долго теория Коперника была заброшена, даже в XVIII веке было мало ее сторонников.

В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточное стихотворение под названием «Случились вместе два Астронома в пиру…» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение ()

Разберем слова и выражения, которые в наше время устарели, для того чтобы смысл стихотворения был понятнее (рис. 12):

Рис. 12. Разбор устаревших выражений ()

Жаркое - жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет на пиру, в месте, где не могут решаться важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комичность ситуации.

Споры о теориях Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двоих ученых, которые жарко спорят друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивает его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, поясняет на бытовом уровне, что очаг не может крутиться вокруг сковородки, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Русское слово, 2013.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс - 13-е изд., стер. - М.: 2013 - 208 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях - 2-е изд. - М.: 2013. Ч. 1 - 303 с.; Ч. 2 - 303 с.
  4. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 224 с.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 13-е изд., стер. - М.: 2011. Часть 1 - 256 с.; Часть 2 - 256 с.
  1. Lomonosov300.ru ().
  2. Ras.ru ().
  3. Physchem.chimfak.rsu.ru ().

Домашнее задание

  1. В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов обучался?
  2. Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте.
  3. В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»?