» » Легенда о короле Артуре. Упоминания в истории

Легенда о короле Артуре. Упоминания в истории

Король Артур раскрытая тайна личности

5 (100%) 1 vote[s]

одна из самых знаменитых фигур в литературе Средневековья. Его прославляли в романах и хрониках, в стихах и прозе на всех основных европейских языках. В памяти человечества существуют три короля Артура – Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой.

Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, первые из которых появились еще в VI веке н. э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.

К началу III века римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V столетия. Когда Англия была завоевана римлянами, там прекратились междоусобицы, были проложены дороги, знать стала перенимать «римский стиль». Англия была защищена от набегов пиктов – обитателей Шотландии – огромным валом, построенным императором Адрианом.

Но на европейском континенте нарастал натиск варварских племен, и Римская империя слабела, ей уже было не до провинций.

Риму угрожали орды готтов, и римляне покинули колонию. В 410 году император Гонорий отозвал из Британии римские войска, предоставив возможность коренному населению самому строить свою жизнь. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились племена саксов.

Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Хотя они и нанесли им ряд поражений, к 1600 году завоевание основной части острова саксами было завершено. К этим временам и восходит история короля Артура, который и стал героем, ведшим эту борьбу.

Согласно преданию, кельты снова стали враждовать между собой – королевства, образовавшиеся после ухода римлян, не хотели уступать друг другу. Одним из этих королевств правил Утер Пендрашн. Он совратил жену одного из соперников – красавицу Игрейну. От этого союза родился Артур, которого воспитывал маг Мерлин.

Подросший Артур узнал, что в его жилах течет королевская кровь, – благодаря волшебному мечу Эскалибуру, который ему удалось вытащить из скалы.

Артур покончил с междоусобицами, объединил английские земли и изгнал саксонских завоевателей. Вместе с женой Гиневрой, гласит легенда, он правил, живя в красивом городе с названием Камелот. Там, во дворце, за большим круглым столом собирались его верные рыцари…

Историческим прототипом легендарного монарха послужил, по-видимому, военный вождь бриттов, живший в конце V века и возглавивший их борьбу против саксов. Он дал несколько крупных сражений, завершившихся ок. 500 года победой при горе Бадон на юге Британии. И хотя в конце концов саксы одержали верх, слава Артура не померкла.

Это поэтичное сказание с приходом на кельтские земли христианства обросло нравоучениями, но дух волшебства сохранился и дошел до нас благодаря средневековым авторам.

Первым упомянул о короле Артуре валлийский монах Ненний в «Истории бриттов» (826). Воспользовавшись древним повествованием, он рассказал следующее: Артур был полководцем, выбранным королями, ибо они не хотели, чтобы эта роль досталась кому-то одному из них.

Ненний приводит в главе 56 список двенадцати побед Артура над саксами, а в главе 67 два британских «дива дивных» связаны с Артуром – свидетельство того, что местные легенды в это время уже ассоциировались с его именем.

Другая латинская хроника, созданная в Уэльсе ок. 955 года, «Анналы Камбрии», упоминает не только победу у Бадона, но и битву при Камбланне в 529 году, в которой пали Артур и Модред, его племянник.

В ранней валлийской литературе Артур выступает в совсем другом качестве – мифическом и сказочно-авантюрном. В поэме «Добыча Анвинна» (X в.) он ведет отряд на штурм крепости Ан-винн (она же – загробный мир кельтов) с гибельным намерением завладеть магическими талисманами.

Таким образом, документы, отразившие раннюю стадию легенды, имеют валлийское происхождение. Но слава Артура выходила далеко за границы Уэльса. Жители Корнуолла и даже континентальной Бретани, родственные валлийцам по языку и культуре, также отдавали дань восхищения британскому герою. Бретонцы распространили легенду об Артуре, вывезенную с Британских островов, по всему европейскому континенту.

Самое подробное описание жизни и великих дел этого человека дает «История королей Британии» (1136) Джефри (Гальфрида) Монмутского – первый бестселлер той эпохи. Этот автор обосновал роль Артура как победителя саксов. «История» начинается с основания Британского королевства Брутом, прямым потомком Энея, через которого британская старина оказывается связанной со славным прошлым Трои и Рима.

В повествовании Джефри о жизни и деяниях Артура, центрального героя всей книги, видную роль играет Мерлин. Артур изображается не только как победитель саксов, но и как покоритель многих европейских народов. В войне, которая началась после его отказа платить дань римлянам, Артур со своими союзниками победил врага в сражении и завоевал бы Рим, если бы не Модред, который предательски завладел его троном и королевой. Джефри описывает гибель Артура в битве с Модредом и затем постепенный распад созданной им империи вплоть до окончательного ее разрушения в VII веке.

В этом источнике больше всего фантастических сюжетов и персонажей, которые вдохновляли многочисленных средневековых бардов.

Не случайно «Историю королей Британии» англичане считали неким точным справочником и не понимали, почему это историки, жившие на континенте, не знали про их славного короля.

Ведь он совершил «поход до самого Рима» и разгромил войска императора Луция, чтобы навсегда освободить Британию от угрозы вторжения извне и превратить свое царствование в золотой век мира и изобилия…

В 1155 году «История» была переведена в стихах на французский язык норманнским поэтом Васом, получив название «Роман о Бруте». Вас первым из авторов, которые нам известны, упомянул в своей поэме Круглый стол, сооруженный по распоряжению Артура для того, чтобы избежать споров о старшинстве. Он сообщает также о вере бретонцев в то, что Артур жив и находится на острове Авалон.

Первым английским поэтом, воспевшим Артура, был Лайамон, приходский священник в Арли-Риджисе (графство Вустершир). Его поэма «Брут», написанная в последнем десятилетии XII века или чуть позже, представляет собой расширенный пересказ поэмы Васа.

Хотя поэма Лайамона сохранилась только в двух списках, в отличие от большого числа манускриптов, содержащих тексты Джефри и Васа, ее существование доказывает, что Артур был воспринят в качестве героя даже потомками его врагов-саксов.

Стоит заметить, что псевдоисторическая традиция, основанная Джефри Монмутским, не включает сюжетов о Тристане, Ланселоте и о Граале, которые стали повсеместно известны в Средние века благодаря французским романам. Во французских романах Артуровского круга (вторая половина XII в.) двор Артура изображается как отправная точка приключений разных героев, но сам Артур не играет в них центральной роли.

Однако авторитет легендарного короля был настолько велик, что его образ втягивал в артуровскую орбиту сюжеты самого разного происхождения. Одним из таких сюжетов, и наиболее ранним, оказалось печальное повествование о Тристане, имевшее хождение во Франции около 1160 года. Историческим прототипом Тристана был некий пиктский царь конца VIII века, легенды о котором, как и легенды об Артуре, хранил один из разгромленных кельтских народов.

Некоторые версии легенды о Тристане выдвигают на первый план захватывающую фабулу – приключения, побеги, козни, однако во французском романе Томаса Британского (1155–1185) и в немецком шедевре его последователя Готфрида Страсбургского (около 1210) главное – разработка характеров и трагический конфликт между чувством и долгом.

Легенда о Тристане уже была известна, когда начал писать Кретьен де Труа, один из самых популярных авторов XII века. Почти все его крупные сочинения, созданные между 1160 и 1190 годами, основаны на артуровских сюжетах, ходивших в среде бретонцев.

Кретьен редко придумывал что-то от себя, но его интерес к психологическим конфликтам, рожденным, в частности, непримиримостью велений любви и рыцарского долга, обогатил содержание легенд. Последний роман Кретьена, «Персиваль, или Повесть о Граале», тема которого – воспитание героя в понятиях рыцарства, остался незаконченным. Явившийся ко двору короля Артура юный Персиваль (Парсифаль, Парцифаль) невежествен и по-детски неотзывчив на чужие страдания.

Внешние атрибуты рыцарства он усваивает быстро и выказывает себя не по годам доблестным бойцом, но терпит неудачу там, где требуются рассудительность и сострадание. В замке увечного короля-рыбака Персиваль не спросил, кому предназначена пища в Граале, большом блюде, которое проносит по замковым покоям дева в таинственной процессии.

Он промолчал, поскольку наставник предостерегал его от болтливости. Потом это молчание ставится ему в укор: задай он вопрос, и король-рыболов был бы исцелен. Несмотря на то что за этот промах Персивалю грозят ужасные кары, он, не ведая страха, отправляется в странствия – разыскивать Замок Грааля. В том месте, где текст Кретьена обрывается, бедного Персиваля преследуют всевозможные беды.

Дальнейшая его судьба описывается в немецком «Парцифале» (1195–1210) Вольфрама фон Эшенбаха, частично основанном на произведении Кретьена.

В конце XII – начале XIII века были широко распространены различные версии легенды о поисках Грааля. В это время Грааль, изначально обладавший магическими свойствами, был вовлечен в сферу христианской традиции и переосмыслен как чаша причастия (дароносица).

Для Артуровской литературы XIII века в целом характерны переход от стихотворных форм к прозе, дальнейшая христианизация легенд и тенденция к объединению текстов в цикл. Так называемая Артуровская Вульгата (Vulgate) состоит из пяти прозаических французских романов:

  • «История о Святом Граале», содержащая начальные сведения о Граале и его чудотворных свойствах;
  • «Мерлин» – расширенное переложение «Мерлина» Роберта де Борна с добавлениями из других источников;

3. «Прозаический Ланселот» – уснащенный различными подробностями рассказ о детстве Ланселота, о его воспитании у мудрой Владычицы Озера; о том, как он вырос не знающим себе равных рыцарем короля Артура, как любил Гиневру и сокрушался о своей греховной страсти, из-за которой ему не дано было достичь Святого Грааля, и как он зачал Галахада с дочерью увечного короля;

4. «Подвиг во имя Святого Грааля», где центральным персонажем является сын Ланселота Галахад, благодаря своему духовному совершенству превзошедший всех остальных рыцарей Круглого стола; и наконец

5. «Смерть Артура» – рассказ о распаде Братства Круглого стола, начавшемся с того, что Ланселот, несмотря на прежнее раскаяние, снова вернулся к своей греховной любви, и кончающийся предательством Модреда, гибелью Артура и уходом Гиневры и Ланселота от мира в затворничество и покаяние.

Артуровский прозаический цикл XIII века оказал мощное воздействие на более поздние рыцарские романы во Франции, Италии, Испании, Нидерландах, Ирландии, Уэльсе и Англии. Его влияние особенно сказалось на самой знаменитой английской Артуровской книге – «Смерти Артура» Томаса Мэлори. Авторское название книги неизвестно:

«Смертью Артура» назвал печатник Уильям Кэкстон выпущенный им в 1485 году том, который оставался единственным текстом Мэлори на протяжении столетий, пока в 1934-м не был обнаружен Винчестерский манускрипт. В целом Мэлори точно следует своим источникам – как английским, так и французским, но его роль не ограничивается переводом.

Как и его предшественники, он переосмысливает Артуровские легенды в духе своего времени. Его версия выделяет богатырские черты эпоса, в то время как вкусам французов была ближе утонченная духовность.

В Англии Артуровские легенды остались жить и после Средних веков благодаря псевдоисторическому труду Джефри Монмутского и первопечатному изданию Кэкстона, к началу XVIII века выпущенному пять раз. Романтическое возрождение оживило интерес не только к Мэлори, но и к другим артуровским текстам. В XIX веке наиболее значительные обработки сделали А. Теннисон и Р. Вагнер.

«Королевские идиллии» Теннисона (1859–1885) вводят сюжеты Мэлори в рамки викторианской морали, показывая, как греховность и легкомыслие рыцарей Круглого стола подрывают артуровские идеалы. Р. Вагнер в музыкальной драме «Тристан и Изольда» (1865) обращается к версии Готфрида Страсбургского и поднимает легенду до вершин трагедии, впрочем, окрашенной философией Шопенгауэра и Новалиса, где любовь и смерть – одно.

«Парсифаль» Вагнера (1882) следует «Парцифалю» Вольфрама фон Эшенбаха, но также зиждется на философии XIX века. Эти переработки в сущности являются самостоятельными произведениями и принадлежат XIX веку, используя средневековый материал как антураж.

Насколько же вероятно, что цикл легенд о короле Артуре отражает какую-либо историческую реальность? И существовал ли этот человек вообще?

Этим вопросом задавались еще в XV веке. Уже упоминавшийся выше английский первопечатник Уильям Кэкстон в своем издании «Смерти Артура» в перечисленных свидетельствах существования короля указал на различные реликвии, в том числе на круглый стол, хранившийся в городке Винчестер, кусок воска с печатью Артура (он на ней именовался императором Британии, Галлии, Германии и Дакии) и даже меч сэра Ланселота – ближайшего друга Артура.

Но оказалось, что все эти предметы были изготовлены позднее – для привлечения пилигримов. Знаменитый дубовый круглый стол диаметром шесть метров сделали в XIII веке, когда Генрих III и его наследники стремились возродить эпос об Артуре.

Исследователи обратились и к географии Артуровских легенд. Оказалось, что многие упомянутые в них места сохранились. К примеру, на севере полуострова Корнуолл есть руины сложенного из сланцевых плит замка Тинтаджел, где якобы родился знаменитый король.

Много неразгаданных тайн хранит еще одно «артуровское место» – Гластонбери, что располагается на самом западе Великобритании. Раскинувшись на обширных равнинах Соммерсета, неподалеку от Бристольского канала, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную вулканическую скалу с развалинами церкви, спускающуюся террасами вниз. Следует отметить, что люди жили здесь еще с незапамятных времен. Остатки поселений, открытых археологами, датируются эпохой римского вторжения на острова.

Аббатство Гластонбери – уникальный исторический объект для множества религий. Полагают, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал храм друидских жрецов, поклонявшихся змеям. Затем их сменили римляне. Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (человек, похоронивший тело Христа) переселился именно в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь.

На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он оставил его там, и посох превратился в дерево.

Дерево пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой – святой Патрик – также жил и умер здесь.

С более чем 150-метровой вершины скалы можно наблюдать местность на 70–80 километров вокруг. Вулканические террасы несут на себе следы обработки их людьми, и, возможно, они служили когда-то тропой для христианских паломников, шедших сюда на поклонение и молитву. Здесь был возведен величественный монастырь, названный в честь святого Михаила. Датой основания монастыря принято считать 705 год.

Именно тогда король Айне издал указ о строительстве обители, а в X веке тут поселились бенедиктинцы. Те церковные руины, которые видят современные туристы, относятся к XIII столетию. Они остались от храма, разрушенного по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с католицизмом (XVI в.). По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил король Артур, а также – по совместительству – тайным входом в подземное царство повелителя эльфов.

Считается, что в VI веке сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине скалы.

Как место последнего упокоения короля Артура и его супруги Гластонбери приобрело известность с XII века. До настоящего времени подлинность этого факта подтверждают лишь предания. Так, например, Эскалибур – легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес.

К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость устной традиции уже невозможно.

Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) случилось в Гластонбери в 1184 году. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура.

И в 1191 году настоящую сенсацию произвело заявление монахов, что могила короля Артура найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине – ниже современной кладки – еще более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице.

Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумленному взору! Было организовано пышное перезахоронение останков. И вскоре над новой могилой появился большой свинцовый крест с надписью:

«Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.

Но исследователи заметили много подозрительных деталей этого «открытия». Первый вопрос, который их заинтересовал: как удалось опознать в скелете останки короля Артура? Монахи аргументировали:

«По его благородному стану…» В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом – 2 м 25 см.

У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы. Но все это еще не является доказательством того, что это были Артур и его супруга.

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б. Бонд. Его сотрудники добились значительных успехов: они обнаружили остатки неизвестной часовни.

Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что она была построена согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами.

Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он получал с помощью медиумов, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.

Есть в легенде об Артуре еще одно загадочное географическое название, которое невозможно привязать ни к одному реальному месту на Земле, – легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим.

На этом острове обитают эльфы и феи, там столь медленно течет время, что герои легенд и поселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет. Насколько возможно существование призрачного Авалона?

Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон исчез не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, остров перешел в иное – магическое – измерение и скрылся от глаз людей.

Многие историки XIX века объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически. Они считали, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы ученые приводили подлинную историю, относящуюся к XI веку. В ней шла речь об очень невысоком острове в проливе Ла-Манш, защищенном дамбами и шлюзами.

Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая приливная вода ринулась в город. В волнах погибла вся местная знать (кроме короля, который спасся вплавь на коне), а сам остров покрыло море. Именно вышеописанный исторически достоверный случай и натолкнул исследователей на мысль о том, что Авалон могла постигнуть та же судьба.

Но могло быть и еще одно объяснение исчезновения Авалона. Он мог слиться с материком, соединенный с ним рукотворными насыпными сооружениями. Такое могло произойти, если остров располагался достаточно близко от берегов Британии.

Надо отметить, что не только европейские ученые интересовались историей острова Авалон. М. А. Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904) указывает, что Авалон часто описывали древние поэты Франции. Так, в поэме о Вильгельме Курносом мы находим упоминание о том, что Авалон был чрезвычайно богат, так что другого такого богатого города никогда не было.

Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери в них были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, а крыши на домах были золотые! В Авалоне процветала волшебная медицина.

Здесь излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из тогдашних романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, не ведая забот и горестей. Само слово «Авалон» сближали со словами древнебретонского языка «Inis Afalon», что значит «остров яблонь».

Различные мнения о таинственном острове высказывают и многие современные зарубежные исследователи. Но все это лишь гипотезы, которые не способны раскрыть тайну Авалона.

Впрочем, что уж говорить о местонахождении неуловимого острова, если до сих пор непонятно, где же находился гораздо более материальный Камелот! Большинство людей ассоциирует его с юго-западной Англией, областью, упоминающейся в преданиях о волшебниках, владычицах озер и рыцарях в сияющих доспехах.

Эта версия легенды была популярна еще в Средневековье, особенно среди английских королей, поэтов и знати, считавших Камелот Артура и рыцарей Круглого стола идеальным королевским двором. В графстве Соммерсет в 1970-е годы археологи раскопали странный холм, который был воспринят как Камелот – столица, где жил король Артур.

Вершина холма была обнесена прочной стеной из камня и деревянных балок по периметру. Это был зал, который, судя по всему, предназначался для общих трапез. Быть может, здесь и собирались рыцари Круглого стола?

Однако среди ученых все большей популярностью пользуется другая версия. Она гласит, что легенда зародилась к северу от англо-шотландской границы. Один из пропагандистов этой точки зрения – Хьюг Макартур, историк из Глазго.

Он утверждает, что Гиневра, супруга Артура, могла быть представительницей пиктов, обитавших на севере Шотландии. Имеются и другие исторические свидетельства того, что Артур происходил из современной Шотландии, а не Корнуолла или откуда-нибудь еще.

По словам Макартура, легенда основывается на личности Артура, предводителя вооруженной группы, который в VI веке правил в Стратклайде, королевстве говорящих по-валлийски бриттов, протянувшемся от Лох-Ломонд в Шотландии до севера Уэльса. Столицей королевства был город Думбартон на западе центральной Шотландии.

По словам исследователя, в этой области есть множество названий, которые могут быть связаны с Артуром. В самом Думбартоне находится Замок Артура, а к западу от Лох-Ломонд – гора Бен-Артур, на которой есть место, называемое Троном Артура.

По словам Макартура, это только один из семи тронов Артура, которые он нашел в Шотландии. Всего здесь имеется около 50 мест, в названии которых упоминается Артур. И хотя речь не обязательно всегда идет о легендарном правителе, в большинстве случаев название, видимо, все-таки дано в честь него.

Макартур также полагает, что остров Авалон, на котором, согласно легенде, Артур получил свой меч Эскалибур и куда его принесли смертельно раненным, есть не что иное, как Лох-Ло-монд. Местные историки также считают, что основные битвы Артура, описанные валлийским монахом IX века Неннием, проходили поблизости.

Исследователь утверждает, что легенда об Артуре стала мигрировать на юг в процессе христианизации Шотландии. Кроме того, сужение ареала использования валлийского языка, его локализация в Уэльсе и Корнуолле способствовали формированию представления о том, что знаменитый воин и правитель жил на юго-западе Англии.

И все же большинство ученых считает, что есть лишь косвенные доказательства существования короля Артура. Детально проанализировав фольклорные и другие источники, историки нарисовали некий собирательный образ вождя, который пользовался римским военным титулом и организовал успешное сопротивление иноземцам.

Возможно, он присвоил себе императорский титул, когда сражения завершились. Но это всего лишь гипотетический портрет, ибо нет никаких свидетельств современников короля Артура. Не случайно скептики продолжают заявлять, что его выдумали коренные жители Британии как идеал прославленного героя, чьи подвиги жили в народном сознании.

И все же некоторые исследователи продолжают настаивать на историчности знаменитого образа. Как пишут англичане Питер Джеймс и Ник Горн, археологические раскопки указывают на резкий приток в Британию захватчиков около 450 года и его заметное замедление около 500 года. Видимо, кто-то удачно организовал сопротивление иноземцам. Вероятно, бывший военачальник римской армии. И почему бы не принять предания о подвигах короля Артура?

В качестве последнего веского аргумента в пользу его реальности выдвигают также факт популярности имени Артур: в конце V и начале VI столетия им было названо шесть или больше британских принцев. Скорее всего, это явление имело исток – король Артур жил в народной памяти…

Фев 24

А был ли замок короля Артура?

...

Пoчти кaждый из нaс чтo-тo слышaл или читaл o пoлумифическoм кoрoле Aртуре и рыцaрях Круглoгo стoлa. Вoкруг личнoсти кoрoля Aртурa слoжилoсь мнoжествo легенд, и для мнoгих oн является нaстoящим культoм. Пoэтoму прaктически кaждый житель Великoбритaнии стaрaется пoбывaть нa рoдине кoрoля Aртурa в зaмке Тинтеджел (Tintagel). Этo местo нaхoдится нa крaю oтвесных скал Aтлaнтическoгo oкеaнa в aнглийскoм и дoстoйнo пoсещения, пoтoму чтo дух этих зaгaдoчных мест превoсхoдит все oжидaния. Местечкo нaстрaивaет нa oсoбый лaд, здесь всё крaсивo.

Замок короля Артура пoстрoен 800 лет нaзaд нa скaле, сoединеннoй перешейкoм с небoльшим oстрoвкoм

Бухтoй у oстрoвa и неприступнoстью утёсoв пoльзoвaлись ещё древние римляне, пoэтoму Тинтеджел мoг быть не тoлькo рoдинoй кoрoля Aртурa, нo и стoлицей кoрoлевствa Кaмелoт. Этoт легендaрный гoрoд ищут пo всей Англии и не мoгут нaйти дo сих пoр. Замок пoстoяннo перестрaивaли из-зa пoжaрoв либo прирoдных кaтaклизмoв, и дaже oпoлзни неoднoкрaтнo рaзрушaли мoст и мнoгoчисленные пристрoйки зaмкa. Нaвернякa из-зa них зaмoк стaл зaбрoшенным нa мнoгие и мнoгие стoлетия. И тoлькo 80 лет нaзaд у руин зaмкa нaчaлaсь сoвсем нoвaя жизнь, блaгoдaря легенде o короле Артуре. Сoвсем невaжнo, жил oн здесь или нет, легендa преврaтилaсь в быль, и, брoдя пo руинaм зaмкa, уже мaлo ктo вспoминaет, чтo рaньше нa месте короля Артура былa тюрьмa.

Вoкруг замка короля Артура имеются мнoгoчисленные пещеры,

вымытые в скaльнoй пoрoде приливaми и oтливaми. Сoглaснo легендaм, в oднoй сквoзнoй пещере всем известный кoлдун Мерлин прятaл, a пoсле и гoтoвил, мaльчикa Aртурa для великих пoдвигoв. A вo время oтливoв в пещеру мoжнo зaглянуть любoму желaющему.

Ныне замок короля Артура и всё, чтo с ним связaнo, — глaвный истoчник дoхoдa местных жителей

Хoтя, если углубиться в скaзaния o короле Артуре, тo стaнoвится пoнятнo, чтo тaкoй персoнaж вряд ли существoвaл в действительнoсти. Сoвершеннo непoнятнo oтнoшение кoрoля Aртурa к руинaм зaмкa Тинтеджел, пoскoльку никaких фaктoв пребывaния кoрoля не существует (зa исключением oднoгo oткoпaннoгo oблoмкa кaмня с именем Aртурa). Фaктически устaнoвленo, чтo зaмoк был пoстрoен нa нескoлькo стoлетий пoзднее, чем мoг жить кoрoль Aртур. Oднaкo тoлпы туристoв пытaются пoпaсть сюдa ежедневнo, a oсoбo нaстoйчивые устрaивaют темaтические сбoрищa у зaмкa и зaнимaются пoискaми Круглoгo стoлa.

В 1 килoметре oт руин замка короля Артура стoит деревушкa Тинтеджел,

где имеется сaмый стaринный пoчтaмп Бритaнии, действующий дo сих пoр. Здесь тaкже мoжнo нaйти мнoжествo сувенирных мaгaзинoв и в виде средневекoвoгo зaмкa, кoтoрый живoписнo выделяется среди скaльных утесoв и уютных дoмикoв .

Как добраться до замка короля Артура

Адрес : Bossiney Road, Tintagel, Cornwall, United Kingdom
Стоимость посещения: 5,7 фунтов (взрослый), 3,4 фунта (детский – 5-15 лет)
.
Если в ваших планах провести несколько дней, познакомиться с большим количеством примечательных мест и пользоваться общественным транспортом, лучшее решение – карточка LondonPass . Она сэкономит ваши деньги и время. Карточка LondonPass включает: бесплатное посещение более 60-ти достопримечательностей, неограниченные поездки в метро и автобусах Лондона, более 20 эксклюзивных специальных предложений и 160 страниц путеводителя — подробное руководство по всем достопримечательностям, в том числе и карту Лондона, а также множество полезных советов и подсказок.

Использование материалов журнала в других изданиях разрешено только с индексируемой ссылкой
... ... ... ...

Это тоже интересно:

  • Хаммерсмит и Фулхэм... Хaммeрсмит (Hammersmith) - зaпaднaя чaсть лoндoнскoгo бoрo Хaммeрсмит и Фулхэм, рaспoлoжeннaя нa сeвeрнoм бeрeгу Тeмзы, извeстнaя тeм, чтo имeннo нa eгo тeрритoрии […]
  • Кэмден... Кэмден (Camden) - сeвeрный рaйoн Лондона, издaвнa зaсeлeнный рeмeслeнникaми. Кoгдa-тo мeстныe умeльцы слaвились изгoтoвлeниeм чaсoв, мeбeли, музыкaльных инструмeнтoв и ювeлирных […]
  • Ислингтон... Ислингтoн (Islington) рaспoлoжeн нa сeвeрo-вoстoкe цeнтрaльнoй чaсти Лoндoнa. Житeли бритaнскoй стoлицы любят Ислингтoн, вeдь имeннo здeсь жил знaмeнитый писaтeль Джoрдж […]
  • Мейфлaуэр Степс... Нa южнoм берегу Великoбритaнии есть пaмятнoе местo, кoтoрoе связывaет двa гoрoдa с oдинaкoвым именем: Плимут aнглийский и Плимут aмерикaнский. Mейфлaуэр Степс […]

Прежде чем начать разговор о замке Камелот, столь же легендарном и таинственном, как его хозяин - король Артур, обратимся к британскому эпосу и постараемся полнее представить облик этого прошедшего сквозь века персонажа. Вождь, правивший в V-VI веке полумифическим королевством Логрес, он стал самым знаменитым героем кельтской культуры. О подлинности существования его споры учёных не умолкают по сей день.

Тайна замка Тинтагель

Замок именуемый Камелотом, не единственный связанный с его именем. В графстве Корнуолл на юго-западе Англии и сегодня показывают туристам почтенные руины другой средневековой постройки начала XIII века, возведённой на месте овеянного легендами замка Тинтагель, где был зачат доблестный герой.

Этому, в общем-то, вполне рутинному акту в данном случае сопутствует весьма романтическая и не лишённая пикантности история. Дело в том, что отцом Артура был король бриттов Утер Пендрагон, а матерью отнюдь не королева, а жена придворного Горлоиса - красавица Эйгир.

Происки колдуна Мерлина

Воспылав к ней страстью и не имея иной возможности получить желаемое, король с помощью колдуна Мерлина принял облик её мужа, покинувшего на время родовое поместье, и в таком виде беспрепятственно проник в опочивальню красавицы. Заметила она подлог или нет - оставим на её совести, но только через положенный срок на свет появился плод этого несколько водевильного приключения - будущий король Артур.

Кстати, тогда же скончался её муж Горлоис. По одной версии, он не пережил случайную измену жены, а по другой - был просто убит по приказу Утера, чтобы не путался под ногами. Но так или иначе, безутешная вдова родила от короля ещё и дочку, названную Анной. Артур же был отдан на воспитание тому самому колдуну Мерлину, который сыграл в этой истории столь неблаговидную роль.

Восшествие на престол

Это, разумеется, одна из легенд, а в них, как известно, порок бывает наказан. Не поздоровилось и сластолюбцу Утеру - через шестнадцать лет он был вероломно отравлен собственными придворными. После его смерти, как водится, началась жестокая борьба за власть, и, чтобы не перебить друг друга, сановники решили посадить на трон Артура - сына недавно отравленного монарха. Было ему в ту пору лишь пятнадцать лет, и они полагали, что смогут от его имени сами управлять государством. С этих пор замок короля Артура стал местом многих драматических событий.

Меч, извлечённый из камня

Кстати, по одной из версий, восшествие Артура на престол также не обошлось без волшебства, и подмешал его в общий сюжет уже знакомый всем колдун Мерлин. Дело в том, что на главной с незапамятных времён покоился камень, из которого торчала рукоять меча, и кто бы ни пытался его вытащить, ни у кого не хватало сил. И вот Мерлин внушил всем, что короны будет достоин лишь тот, кто сумеет это сделать.

Надо ли говорить, что именно своего подопечного он наделил для этого необходимой мощью? Так оно было или нет - трудно сказать. Но только с тех пор воспитанник колдуна получил трон, а замок короля Артура - статус резиденции главы государства.

Что же касается самого меча, то он оказался, как мы говорим сегодня, некачественным и вскоре сломался. После этого эльфы, которых в те времена было как мух на пироге, выковали королю новый, разящий без промаха, но с условием, что доставать он его из ножен будет лишь во имя добрых дел.

Свадьба короля Артура

В британском эпосе образ короля Артура неразрывно связан с прекрасной спутницей - идеалом возвышенной поэтической мечты, образцом целомудрия и непорочности. Именно такой дамой, приятной во всех отношениях, согласно легенде, была Джиневра - дочь короля Леодегранса, чьи весьма скромные владения раскинулись на юго-западе Британии.

Молодые полюбили друг друга (с первого взгляда, разумеется), и после свадьбы замок короля Артура стал свидетелем их счастья. Вот только детей у них не появилось. Виной тому были происки одной феи, желавшей, чтобы её сын унаследовал престол, и потому колдовством затворившей чрево Джиневры.

С тёщей новоявленному супругу не повезло - она оказалась злой ведьмой, что, впрочем, не редкость и в наши дни. Но вот тесть попался на славу. В качестве свадебного подарка он преподнёс молодым стол, да не простой, а круглый, вошедший затем в историю, благодаря рыцарям, восседавшим вокруг него во время государственных советов.

Решение, подсказанное Джиневрой

В Камелот - замок короля Артура - со всей страны были приглашены самые доблестные и верные своему сюзерену рыцари. Их собралось не менее сотни, что неминуемо породило проблему - как рассадить такое количество спесивых и самодовольных господ во время королевских советов и пиров? Сидеть во главе стола считалось почётом, в конце - знаком пренебрежения со стороны хозяина и оскорблением. Любая неосторожность в этом вопросе могла окончиться обидой и неизбежным в таких случаях кровопролитием.

Вот тут-то Джиневра и надоумила своего мужа воспользоваться свадебным подарком - стол круглый, а круг, как известно, не имеет ни начала, ни конца. За таким столом все находятся в равном положении. Отсюда и пошло выражение «рыцари Круглого стола», то есть лица, равные между собой.

Наставник рыцарей Круглого стола

Однажды запятнавший себя перевоплощением короля Утера в чужого мужа, на время исправился и регулярно посещал замок короля Артура, история которого подходила к своей наиболее драматичной части. Наставляя собиравшихся там рыцарей, он учил их не творить зла, избегать бесчестья, лжи и во всём следовать принципам доблести и благородства.

Его поучения были усвоены, и вскоре все без исключения рыцари прославились тем, что повсеместно творили добро, дарили милосердие побеждённым и оказывали покровительство дамам. Кроме того, их коньком было уничтожение драконов, злых колдунов и спасение бесчисленных принцесс. Не отказывались они при случае и избавить от врагов какое-нибудь приглянувшееся им государство.

Однако главной целью своей жизни рыцари Круглого стола считали поиски Священного Грааля - чаши, из которой Иисус Христос пил во время Тайной Вечери и в которой затем была собрана Его кровь. Обо всех этих подвигах подробно рассказывают рыцарские романы, появившиеся в последующие века и получившие немалую популярность.

Конец семейного счастья

Но дни безмятежной любви короля Артура и его избранницы, увы, закончились. И виной тому стала Джиневра, в сердце которой, кроме мужа, уместился его ближайший друг - рыцарь Ланселот. С ним она познакомилась, едва прибыв в Камелот. Этот молодой красавец был одним из наиболее рьяных искателей Священного Грааля, но после греха прелюбодеяния, совершённого им с женой своего суверена, потерял надежду на успех - величайшая христианская святыня могла попасть лишь в чистые руки.

Побочный сын короля Артура

Не оказался на высоте и её супруг Артур, у которого на стороне оказался внебрачный сын Мордред, рождённый от его сводной сестры - феи Морганы. Впрочем, он заслуживает снисхождения, так как, по его словам, вступил в греховную связь под действием чар всё того же волшебника Мерлина.

Старый сводник в сговоре с мифической Девой Озера (дамой весьма подозрительной) приложил руку к тому, чтобы, поддавшись страсти, брат и сестра не узнали друг друга. Когда же они разобрались в чём дело, то было уже поздно. Появившегося на свет ребёнка отдали на воспитание злым колдуньям, а уж из этого, понятно, ничего хорошего получиться не могло. В результате он вырос человеком коварным, властолюбивым и не уважающим родителей.

Благородство обманутого короля

Это последнее качество Мордреда стало роковым для обитателей Камелота, и из-за него рыцарский замок короля Артура превратился в мишень для тайных насмешек. Дело в том, что несчастный муж изменницы Джиневры, зная о её похождениях, оставался истинным джентльменом, не позволявшим себе опозорить даму (тем более собственную жену), разоблачив её слабость, столь свойственную молодым женщинам.

Кроме того, он любил её и весьма ценил своего друга Ланселота. Не желая, что называется, выносить сор из избы, обманутый супруг пытался закрыть глаза на этот роман и сохранить таким образом мир в семье и спокойствие в государстве. Мордред же, являясь единственным его наследником, всячески компрометировал отца, надеясь ускорить себе путь к престолу.

Дерзость Мордреда

С этого времени спокойствие навсегда покинуло замок короля Артура. Легенды возлагают вину в том на злосчастного Мордреда. Однажды, желая скомпрометировать королеву, он ворвался в её покои с ватагой своих приспешников как раз в тот момент, когда она принимала у себя Ланселота. В тот день их встреча носила не интимный, а чисто деловой характер, но столь дерзкое поведение Мордреда привело Ланселота в ярость, и, не успела королева упасть в обморок (как и положено в таких случаях), он изрубил наглецов своим мечом.

Бегство через Ла-Манш

Однако дело приобрело огласку, и жадные до скандалов придворные разнесли молву о случившемся, придав ему излишние подробности. В результате любовники вынуждены были бежать во Францию, а несчастный супруг делать вид, что преследует их по ту сторону Ла-Манша. Домой он вернулся один, безутешный от постигшего его горя. Дженевра бесследно пропала, и её больше никто никогда не видел.

Легенда гласит, что, осознав всю глубину своего падения, она навеки затворилась в одном из отдалённых монастырей, где постом и молитвой старалась искупить содеянное. Впрочем, и тут нашлись злые языки, утверждавшие, что беглянка в скором времени была замечена при французском дворе.

Гибель безутешного короля

С этих пор помрачнел замок короля Артура. Описание наполнившей его жизни рисует картину скорби и уныния. Коварный Мордред, всегда мечтавший занять трон отца, воспользовался его отсутствием и склонил придворных к измене, посулив им богатые дары. Когда Артур возвращался из Франции, вблизи замка его поджидала засада, устроенная сыном. Король выхватил меч, но в неравной схватке был убит. Единственным верным ему человеком хоть и с опозданием, но примчавшимся на подмогу, был Ланселот.

Но легенда гласит, что на этом история не закончилась. После гибели король Артур был перенесён волшебной силой на мифический остров Авалон, где и дремлет под каменной плитой, готовый в любой момент подняться и прийти на помощь Англии, если только ей будет угрожать опасность.

Загадка старинного замка

О том, был ли у легендарного короля реальный исторический прототип, мнения учёных расходятся. Вызывает споры также всё, что касается его жилища. Как называется замок короля Артура, знает каждый англичанин, но где он находился - едва ли можно получить ответ. Некоторые исследователи полагают, что он был построен в графстве Чешир на западе Англии, однако есть и другие суждения.

Сложность вызывает тот факт, что в большинстве рыцарских романов название замка короля Артура хоть и упоминается, но без конкретной топографической привязки. Следует заметить и то, что в самых ранних сочинениях слово Камелот вообще не фигурирует. О том, как называется замок короля Артура, читатели впервые узнали лишь в XII веке из романа французского писателя Кретьена де Труа «Ланселот».

Открытие британских учёных

Достойно внимания сообщение, опубликованное недавно зарубежными СМИ. В графстве Корнуолл, расположенном на юго-западе археологами были обнаружены фрагменты замка, стоявшего там в V-VI веке. По ряду признаков им удалось констатировать его сходство с легендарным Камелотом, таким, каким он представлен в средневековой литературе.

Это вызвало всеобщий интерес к их находке. Сохранившиеся основания стен и внутренних построек позволили создать макет замка короля Артура. Однако их открытие подвергается сомнению. Дело в том, что фактически не установлено, существовал ли в действительности замок короля Артура. Фото с места раскопок облетели страницы газет и экраны телевизоров, однако приоткрыть тайну они едва ли могут.

Другое сообщение, появившееся на страницах «Дейли телеграф», свидетельствует о находке, сделанной в городе Честере, находящемся в двадцати пяти километрах к юго-востоку от Ливерпуля. Руководивший раскопками ведущий британский историк Крис Гидлоу полагает, что с большой долей вероятности можно утверждать, что обнаруженные им артефакты являются фрагментами легендарного Камелота. Однако трезвые в своих суждениях англичане повторяют свою обычную в подобных случаях фразу: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».