» » История создания поэмы "василий теркин". А.Т

История создания поэмы "василий теркин". А.Т

Вася Теркин. История создания образа.

Прежде чем начать рассказ о самом известном сатирическом бойце Ленинградского фронта - Васе Теркине, хочется вернуться к истокам его появления на страницах газеты «На страже Родины». Произошло это еще во время советско-финляндской войны, зимой 1939/40 гг. Первый раз Вася Теркин появился в газете, как один из ее корреспондентов. Именно таким именем был подписан сатирический фельетон «Сивый мерин в своем репертуаре». Случилось это благодаря дежурившему в тот момент Николаю Щербакову, который заменил с одобрения ответственного редактора «На страже Родины» Д.С. Березина фамилию автора фельетона Кауфман на «более звучащую» Теркин.

Следующий раз он появился в газете с «Кратким словарем в помощь читателю», вышедшим под его редакцией. Написан «словарь» искусно, не понять его невозможно. В нем разъяснялось значение актуальных на тот политический момент терминов. Они и сейчас вызывают улыбку. Отчасти своей простотой, наивностью. Но так и надо. Значит, на читателя, воина-ленинградца, он своей простотой и доходчивостью произвел необходимое воздействие.

В номере за 31 декабря 1939 года был помещен портрет Васи Теркина. Здесь же сообщалось: «Специальный корреспондент нашего отдела «Прямой наводкой» Вася Теркин, пребывающий на передовых позициях, готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время. Кстати, помещаем последний портрет Васи Теркина». На рисунке изображен лукаво улыбающийся боец в буденовке, перепоясанный ремнем. За плечами у него винтовка, карандаш и кисть художника. Эту публикацию и следует считать рождением легендарного героя. Таким образом, Васе Теркину исполнилось уже 75 лет.

Однако уже в следующей публикации Вася Теркин превратился из корреспондента газеты в героя, о котором пишут другие. Художники Вениамин Брискин и Василий Фомичев нарисовали серию рисунков, которые совпали со стихами Николая Щербакова (псевдоним «Снайпер»).

Именно Твардовский посоветовал давать и к первой и к последующим сериям заголовки, которые начинались бы одинаково: «Как Вася Теркин...» сделал то-то и то-то, поступил так-то и так-то. Так были сделаны серии: «Как Теркин «языка» добыл», «Как Теркин солдата от унтера спас», «Как Теркин поджигателей в плен взял», «Как Теркин донесение доставил» и т. д.

Первая биография Васи Теркина принадлежит перу Самуила Маршака , который по просьбе А. Твардовского тоже подключился к этому творческому процессу в редакции «На страже Родины».

Над образом Васи Теркина во время советско-финляндской войны работал большой коллектив авторов. Это и сотрудники газеты «На страже Родины» Николай Тихонов (псевдоним «Николай Семеныч»), Цезарь Солодарь (псевдоним «Иван Соленый»), Сергей Вашенцев (псевдоним «Сергей Ваш), и Сергей Михалков , прибывший в Ленинград в марте 1940 года как один из авторов сценария фильма «Фронтовые подруги», а также обычные командиры Красной Армии - замполитрука Кутько и военинженер 3-го ранга С. Рыбаков .

За время советско-финляндской войны, продолжавшейся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940, вышло около 30 публикаций о Васе Теркине. В короткой статье трудно рассказать все, что связано с появлением этого образа и его развитием на страницах газеты. Более подробно это описано в книге члена Союза писателей России капитана 2-го ранга О.В. Щеблыкина «Вася Теркин? Кто такой?», вышедшей в 2009 году и второе издание которой сейчас готовится к печати.

К очередной годовщине Красной Армии, в феврале 1940 года, издательство «Искусство» выпустило тиражом 5000 экземпляров альбом «Вася Теркин на фронте» в подарок бойцам и командирам, отличившимся в боях с белофиннами. В этот альбом вошли 16 серий рисунков, стихотворение А. Твардовского и биография Васи Теркина С. Маршака.

Основным автором стихотворных серий о Теркине в период 1939/40 гг. был Н. Щербаков. По окончании советско-финской войны Николай Александрович Щербаков был представлен к правительственной награде, но не получил ее.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 г. на Смоленщине, в семье крестьян. Отец его очень любил читать, эту любовь воспитывал и в детях. В доме часто звучали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Дата написания поэмы «Василий Теркин»

В 1939 году Александр Трифонович Твардовский был призван в Красную армию, ходил в поход за освобождение Белоруссии. Работал военным корреспондентом. В это время Твардовский писал заметки, очерки, рецензии.

Главным произведением военных лет Твардовского стала поэма «Василий Теркин» про боевые будни русского солдата. Многие люди находили в герое черты, любимые всеми - бесстрашие, умение подтрунить над собой и друзьями, смекалку. Поэма создавалась на протяжении всей войны.

Герои поэмы «Василий Теркин»

В поэме созданы масштабные образы, собирательные и емкие. События развиваются очень долго. Главный герой поэмы очень близок к фольклорным персонажам, так задумал Твардовский ("Василий Теркин", краткое содержание поэмы). Символику незатейливой фамилии "Теркин" можно трактовать двояко: она простая, распространенная и одновременно жесткая, несгибаемая.

Главный герой поэмы объединяет все части поэмы в одно целое. Василий Теркин - рядовой пехотинец из крестьян. В нем воплощаются лучшие солдатские и народные черты.

Это солдат простой и доступный, умеет шутить, не падает духом и так похож на других солдат. Он смел, скромен и всегда поможет в трудный момент. Твардовский подчеркивает, что в каждой роте есть такой человек. Твардовский придумал Теркина, прежде всего, как фельетонный образ, который должен лишь смешить солдат шутками на фронте, чтобы поднять им боевой дух.

Но поэт показывает героя не только как шутника, но и как находчивого и мужественного человека. Теркин - патриот, он защищает свою Родину без лишнего пафоса.

Он опытный воин. В главе «Переправа» Василий прорывается на берег со своим взводом, а оттуда один на противоположный берег. Условия были невыносимы: ноябрь, холодная вода. Тело Теркина растирают спиртом, он очень замерз, но даже в этот момент чувство юмора его не покидает: солдат с хитрым видом спрашивает у врача о приеме спирта внутрь, чтобы не все тратить на кожу. Объединяет все части поэмы Василий Теркин. Герои, которые также упоминаются в произведении, имеют дело с простодушным солдатом.

В поэме описаны не только фронтовики, но и те, кто трудился в тылу ради победы: старики и женщины. Персонажи произведения не только воюют. Они радуются, любят, говорят друг с другом, мечтают о мире. Война, как и жизнь вообще, объединяет трагедию и юмор, страх и смелость, земное бытие и смерть.

Основные части поэмы

Условно поэму можно разделить на три части, которые описывают начало, середину и конец войны. Из хроники поэма перерастает в лирическую летопись событий. В таком стиле часто пишет Твардовский («Василий Теркин»). Краткое содержание поэмы можно охарактеризовать так: в первой части преобладает чувство скорби и горечи. Вторую наполняет вера в победу. В третьей части солдаты радуются Победе и освобождению Родины.

Все это влияет на композицию поэмы. Строфы, периоды и отдельные главы все закончены. Почти везде фигурирует Василий Теркин. Главы поэмы писались постепенно, поэтому представляют собой завершенные (и совершенные по стилю) произведения.

Главы поэмы

Поэма состоит из тридцати глав. В двадцати пяти раскрывается образ главного героя, который попадает в разные боевые ситуации. В последних частях Теркина нет («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт не хотел повторяться.

Не случайно и то, что произведение начинает и заканчивает лирическими отступлениями Твардовский («Василий Теркин»). Краткое содержание заставляет читателей почувствовать свою причастность к происходящему. Твардовский утверждал, что на войне нет единого сюжета. А он действительно необычный: это достоверная «книга про бойца».

Александр Твардовский, «Василий Теркин»: краткое содержание

Поэма строится, как цепь эпизодов из жизни солдата, которые иногда не связаны между собой. Теркин рассказывает бойцам о войне и его приключениях. Он за словом в карман не лезет, «парень хоть куда».

Шла переправа через речку. С правого берега приплыл главный герой. Он сообщил, что первый взвод может обеспечить переправу, если его поддержат оружием.

Василий наладил связь. Он устраивает засаду и поджидает врага. Убивает немца, но и тот ранит его. Танкисты везут Теркина в медсанбант…

Солдат шутит о медали и гулянке в сельсовете после войны.

После госпиталя Теркин возвращается в роту. Он играет солдатам на гармони сначала грустную, а потом веселую мелодию, все начинают плясать.

Теркин дерется с немцем, побеждает. Позже он сбивает вражеский самолет. Ему дают орден.

Василий думает о том, как в госпитале столкнулся с мальчишкой, который уже стал героем. Тот рассказал, что он из-под Тамбова. И родная Смоленщина должна иметь своих солдат. Из-за этого он стал героем.

Солдат уходит на неделю домой. Но его деревню держат немцы. В болоте дерутся за маленькую деревню Борки, которая полностью разрушена. Тёркин поднимает товарищам настроение.
Он командует взводом после гибли командира, первым приходит в село, но снова тяжело ранен. Лежит в поле и разговаривает со Смертью, которая уговаривает его не цепляться за жизнь. Его находят бойцы и несут в медицинскую часть.

После ранения солдат идет в свою роту. Но там уже появился новый Теркин, Иван. Парни уступают друг другу. Старшина говорит, что в каждой роте будет свой Теркин.

Село, в котором герой помогал как-то деду с бабкой по хозяйству, под немецкой властью. Сами они переселились в погреб. Теркин с разведчиками заходит к ним и обещает привезти часы из Германии.

С наступающими войсками воин проходит возле родимого смоленского края. Солдаты переправляются через речку. Тёркин мысленно прощается с родным краем, который уже в тылу.

Герой рассказывает историю о солдате, у которого умерла вся семья. Он с горем обнаруживает это в отпуске. Но ему нужно дальше воевать. А нам - помнить его горе. Не забыть об этом в дни победы.

Солдаты идут на Берлин. Бабка бежит из плена. Солдаты снабжают ее повозкой, конем и вещами. Ей помогает и Василий Теркин.

В бане в Германии отдыхают солдаты. Среди них один - весь в шрамах от ран. Парится он хорошо, разговаривает много, на гимнастерке у него много орденов и медалей. Солдаты говорят, что этот солдат все равно что Теркин.

Победа над фашистами

Главный герой возмущается наглости фашистов, которые нарушают все человеческие законы и забирают в плен мирных жителей. Он помнит, что немцы принесли крестьянам много горя, отбирая у них все. Теркин чувствует сильную ненависть к врагам, к тем непрошеным гостям, которые топчут землю русскую и убивают славян. Эта ненависть помогает ему, собрав волю в кулак, одержать победу над врагом.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной - в 1939-1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") - крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: "Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир.

Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь", - писал поэт. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой - Вася Теркин - был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое - прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей - персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года - "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно - задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников :

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока ( слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского ?

Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку ):

1 Группа : работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями)

2 Группа : работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог,)

3 Группа : Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

Время на работу 1минута.

Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? ( поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт )

3. Выявление затруднений

А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец - «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает - вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета, много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

5. Реализация выбранного плана

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? ( 20 век ) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент . Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою б омбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй .

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй .

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот,

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну , война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком ,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён ,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав .

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать - узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

( Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? -не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв, т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? ( т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах :

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию , а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль - макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава - законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

Кто такой «Василий Теркин»

Герой -простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? - значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа . слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22

Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее. Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью. Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".


А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует: