» » Где был геноцид армян в 1915 году. Геноцид армян: история младотурецкого злодеяния без мифов

Где был геноцид армян в 1915 году. Геноцид армян: история младотурецкого злодеяния без мифов

В 1915-16 гг., 1,5 млн. мирных жителей — армян, живущих на своей исторической родине, стали жертвами геноцида. Геноцид армян — это беспрецедентное чудовищное злодеяние в мировой истории человечества, которое организовали и с критической жестокостью исполнили турки.

Днем памяти невинных жертв назначено 24-ое апреля. Именно в этот день в 1915 г., в Константинополе (Стамбул), была выведена из своих домов основная часть интеллигенции армянского населения и жестоко вырезана на улицах города. В число погибших входили известные писатели, композиторы, ученые, бизнесмены и другие представители высшего общества — лица, которые с наибольшей вероятностью смогли бы сплотить армян и организовать сопротивление.

К 1915 г. относится самый интенсивный период процесса уничтожения армянского населения, который приобрел размах после 24 апреля. В общем, геноцид армян относится к периоду от 1894-1916 гг., в течение которого было убито 2,5 млн. армян.

Причины: Еще со времен султана Абдул Гамид II-го, у турецкого правительства был план захватить территорию от Малой Азии до Сибири. Несмотря на революции, этот план наследовался от одного правительства к другому и существует по сей день. Заветная мечта турков оказалась невозможной без полного уничтожения армянского народа, что и послужило причиной для геноцида.

Несмотря на абсолютную победу над турками в Первой Мировой войне, в которой сыграли большую роль армянские солдаты и генералы, царская Россия внезапно выводит свои войска из региона. Забирая с собой все оружия, боеприпасы, военную технику и основную часть армии, Россия покидает фронт, оставляя малочисленное и не организованное армянское население наедине с жестокой турецкой армией. Достигнув своего звездного часа, турки начинают свое дело…

Процесс: Фантазии на жестокие методы мучительной смерти у турков хватало сполна. Женщин, которые не успевали покончить самоубийством, насиловали на глазах у их детей. На площадях солдаты становились вплотную с вытянутыми вверх саблями, и с трибуны бросали младенцев на эти сабли. Турецкие дети наслаждались приятным на слух звуком треска головного черепа, которые им мешками приносили их отцы. Спастись удалось лишь тем, кто вовремя убежал из своего родного села и дома.

Во время геноцида, со стороны развитых стран не было абсолютно никакой попытки предотвратить катастрофу. В армянских городах организовывались оборонительные бои, которые, однако, заранее были обречены на неудачу. Каждый из оборонительных боев был особым героическим подвигом. В сражениях принимали участие и женщины, и дети, и старики, и инвалиды. Организованной турецкой армии противостояла толпа, вооруженная вилами, топорами и всем, что попадалось под рукой. Эту пародию на оружие обезумевшие бедняги не бросали из своих рук до последней капли крови.

Полное уничтожение армян в регионе было предотвращено в 1918 г. 26 мая, героической битвой при Сардарапате (недалеко от Еревана). Со всех областей страны, народ стянулся в место назначения битвы. Вне зависимости от рода деятельности и социального статуса, начиная с писателей, культурных деятелей, кончая торговцами и бродягами, армяне встали в военный строй для встречи жестокого и могущего врага. Несмотря на резкий недостаток в количестве и вооружении, защитники одержали «победу над злом» и спасли себя и своих потомков от небытия…

Результат: В результате геноцида пострадала основная часть армянского населения мира. Большая часть армян, живущих в Западной Армении (на территории Османской империи) была убита, меньшая — разбрелась по всему миру. Большая часть населения нынешней Армении — это переселенцы из Западной Армении. Ныне нет ни одного армянина, который не имел бы предка, пострадавшего от геноцида.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

В субботу 24 апреля отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. В этом году исполняется 95 лет с того дня, как началась эта кровавая резня и страшное преступление - массовое истребление людей по национальному признаку. В результате уничтожено было от одного до полутора миллионов человек.

К сожалению, это был не первый и далеко не последний случай геноцида в новейшей истории. В ХХ веке человечество как будто решило вернуться в самые мрачные времена. В просвещенных, цивилизованных странах вдруг возродилась средневековая дикость и изуверство - пытки, расправы над родственниками осужденных, насильственная депортация и поголовное убийство целых народов или социальных групп.

Но даже на этом мрачном фоне выделяются два самых чудовищных злодеяния - методическое уничтожение евреев нацистами, названное холокостом, в 1943-45 годах и геноцид армян, устроенный в 1915-м .

В том году Османской империей фактически правили младотурки - группа офицеров, которая свергла султана и провела либеральные реформы в стране. С началом Первой мировой войны всю власть в своих руках сосредоточил триумвират - Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша. Именно они и устроили акт геноцида. Но пошли они на это не из-за садизма или врожденной свирепости. Для преступления были свои причины и предпосылки.

Армяне жили на Османской территории в течение веков. С одной стороны, они подвергались определенной дискриминации по религиозному признаку, как христиане. С другой стороны, в большинстве своем выделялись богатством или хотя бы зажиточностью, потому что занимались торговлей и финансами. То есть, играли примерно такую же роль, как евреи в Западной Европе, без которых не могла функционировать экономика, но которые при этом регулярно попадали под погромы и депортации.

Хрупкое равновесие было нарушено в 80-е - 90-е годы XIX века, когда в армянской среде образовались подпольные политические организации националистического и революционного толка. Самой радикальной была партия «Дашнакцутюн» - местный аналог российских эсеров, причем социалистов-революционеров самого левого крыла.

Своей целью они ставили создание независимого государства на территории Османской Турции, а методы достижения этой цели были простые и эффективные: захват банков, убийство чиновников, взрывы и тому подобные теракты.

Понятно, как реагировало на подобные действия правительство. Но ситуация усугублялась национальным фактором, и за акции дашнакских боевиков - они называли себя фидаинами - приходилось отвечать всему армянскому населению. В разных уголках Османской империи то и дело вспыхивали волнения, которые заканчивались погромами и массовыми убийствами армян.

Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы.

Можно представить себе, что такое массовое переселение сотен тысяч людей, в основном, женщин, стариков и детей, так как мужчины были призваны в действующую армию. Многие погибали от лишений, других убивали, шла откровенная резня, совершались массовые казни.

После окончания Первой мировой войны расследованием геноцида армян занималась специальная комиссия из Великобритании и США. Вот только один краткий эпизод из показаний чудом уцелевших очевидцев трагедии:
«Приблизительно две тысячи армян было собрано и окружено турками, их облили бензином и поджигали. Я, непосредственно, был в другой церкви, которую они пробовали поджечь, и мой отец думал, что это конец его семьи.

Он собрал нас вокруг... и сказал то, что я никогда не забуду: не бойтесь, мои дети, потому что скоро мы все будем на небесах вместе. Но, к счастью, кто-то обнаружил секретные туннели... через которые мы спаслись».

Точное число жертв так и не было официально посчитано, но погибло никак не меньше миллиона человек. Более 300 тысяч армян укрылись на территории Российской империи, так как Николай II приказал открыть границы.

Даже если убийства не были официально санкционированы правящим триумвиратом, они все равно несут за ответственность за эти преступления. В 1919 году все трое были приговорены к смертной казни заочно, так как успели скрыться, но затем поодиночке убиты боевиками-мстителями из радикальных армянских организаций.

Энвер-паша сотоварищи были осуждены за военные преступления союзниками из Антанты при полном согласии правительства новой Турции, которое возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк. Он начал строить светское авторитарное государство, идеология которого радикально отличалась от идей младотурков, но к нему на службу перешли многие организаторы и исполнители массовой резни. А территория Турецкой республики к тому времени была практически полностью очищена от армян.

Поэтому Ататюрк, хотя он лично не имел отношения к «окончательному решению армянского вопроса», категорически отказался признавать обвинения в геноциде. В Турции свято чтят заветы Отца нации - так переводится фамилия, который взял себе первый президент - и твердо стоят на таких же позициях до сих пор. Геноцид армян не только отрицается, но за его публичное признание гражданин Турции может получить тюремный срок. Что и случилось недавно, например, с всемирно известным писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе Орханом Памуком, которого выпустили из застенков только под напором международной общественности.

В то же время в некоторых европейских странах предусматривается уголовное наказание за отрицание геноцида армян. Однако всего 18 стран, включая Россию, официально признали и осудили это преступление Османской империи.

Турецкая дипломатия реагирует на это по-разному. Так как Анкара мечтает вступить в ЕС , там делают вид, что не замечают «антигеноцидных» резолюций государств из Европейского Союза. Не хочет Турция портить из-за этого отношения и с Россией. Однако любым попыткам внести вопрос о признании геноцида Конгрессом США дает немедленный отпор.

Tut napisano komu prinadlezhali zemli gde zhili armyane: "На востоке и на юге Современной Турции располагались земли Западной Армении, Малой Армении и Армянской Киликии, население которых состояло главным образом из этнических армян."

A eto dokazatel"stva zhestokosti i zverstva turkov, ne tol"ko po otnosheniyu k armyanam

В радикальном исламе есть такой подход:

" В первый день (читай турок) гость в чужом доме, во второй имеет равные права с хозяином, в 3 - хозяин". Реактивная политика Турции во все века отображает только этот подход.
Vzyato mnoyu iz interneta.

В 1919 г. судом Османской империи были осуждены на смертную казнь Энвер-паша, Джемаль-паша, Таллият-паша за массовые преступления, убийства армян, чтобы снять с государства этот позор и показать как частную инициативу всего лишь министров внутренних дел, и т.п.Кстати, во время суда их в Турции уже не было(кто бы сомневался). В 1915г после резни армян энвер-паша переселился через вроде-бы куплю-продажу в дом-особняк армянина Касабяна, наверно до того своего подобающего дома не было.И туркам, и азерам свойственно делать одно, говорить другое.Свежий пример, сбитый российский самолет, с первых минут ложь на лжи на самом высшем уровне и удар в спину страны, называемой другом.Разве это не по-турецки? Примеров миллионы,все не приведешь. Скажу лишь, что вы, родившийся в азербайджане и живущий в турции, являетесь жертвой лживой пропаганды этих стран как ребенок преступных родителей, обреченный жить с этим позором или снова убить, чтобы заставить замолчать свидетелей и свою совесть.

Во первых и самых главных - почему никто из вас не отвечает прямо на поставленные вопросы, чёрным по белому написанные в моём первом послании, а виляет тудой-сюдой и уводит дискуссию со своего главного пути? Не показатель ли это лживости, подлости, паршивости, бессовестности и безграмотности Вашего народа? (не утверждаю, просто спрашиваю, но факты, ох уж эти факты, никуда от них не убежишь, верно?) Ответьте прямо сначала на мои вопросы, именно ответьте и только после задавайте свои. Я согласен, что можно отвечать вопросом на вопрос, но только в том случае, если Ваши встречные вопросы по теме дискуссии. А на текущий момент такого не наблюдается, как говорится "я про Ивана, а Вы про болвана"...

За Энвер Пашу даже не буду рассказывать, нечего "метать бисер перед свиньями", всё равно не поймёте. Так понимаю, что про него Вы прочитали в Википедии (а на большее Ваш народ, идущий на поводу русских, и не способен), так вот, Вы хоть подумали, почему "документ" об Энвер Паше на английском языке??? Ну поднапрягите извилины, или они вообще стёрлись в полосочку? Ах Вы не знаете!!! Немудрено, что Вы не знаете... В 19-ый год, в годы оккупации Турции Англией и её паршивыми приспешниками вроде... не буду говорить каких народов, такие личности как Энвер Паша представляли главную опасность для оккупантов. Вследствии чего от них и пытались избавится, всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Я не жду, что Вы чего то поймёте, и больше не буду отвечать сошкам как Вы, ничего кроме интернета не знающим, но всё написанное Вашими соотечественниками да и Вами до сих пор, ничем кроме "поросячьего или щенячьего визга" не является и "айтаракумен республика"... Создаётся впечатление, что нет вообще у Вас образованных людей. Есть?! Ну так давайте его сюда!!!

Удивлена, встретив азера, умеющего читать, писать, да еще по-русски и английски.По вашему совету решила тоже заняться самообразованием. Для начала начну с венгерского языка, чтобы в оригинале ознакомиться с документами по судопроизводству Рамиля Сафарова.То, что вы пишете многословно, имеет хотя бы одну цель-повысить индекс запутывания, чтобы скрыть истину. А может ты тролль.... Англичане видишь ли, собственную голову надо было иметь.Это мой последний коммент.

Цитата: Митруша Митрушкин

Во-вторых, Вы так душевно приглашаете всех в Турцию для изучения сфальсифицированных документов об отсутствии Геноцида, что невольно задаёшься вопросом - Вы на самом деле верите в то, что русскому или армянину сейчас безопасно находиться в вашей стране? Или смерть любого из вышеперечисленных будет считаться вашей личной заслугой?

В-четвёртых, если вам не понятно, кто такие армяне и что такое Армения, то откройте любую карту мира или любой документ или исторический очерк периода до н.э. и убедитесь в том, где и кем были армяне и Армения, когда вашей Турции и Османской империи даже запаха не было. Далеко ходить не надо, да вы и не станете, откройте википедию.

В-пятых, за неподобающие выражения в комментариях, за действия провокационного характера, за попытки исковеркать историю и уйти от ответственности за действия ваших предков - ваш аккаунт блокируется сроком на 101 год.

Есть народ хаи, которые всеми правдами и неправдами пытаются "подмять под себя" земли, на которых живут. Вы здесь перепутали армян с турками и Турцией. Для вас совершенно естественное дело захватить чужие территории и не стесняясь присвоить культуру захваченной страны. Назвать Конствнтинополь Стамбулом, переделать христианские церкви в мечети, для вас совершенно естественные действия. Однажды в Риме была свидетелем реакции азербайджанца на древнюю карту мира. Увидеа Армению среди незнакомых ему стран, возмущенно спросил, - Где Азербайджан? Гид удивилась и искренне спросила, - а что это такое?- Ох, как азеро-турок взбесился, ушел пешком, оставив пожилую мать одну в растерянности.
2) Про полтора миллиона армян... На этот вопрос должны ответить вы, турки. Читала свидетельства британских миссионеров, которые в ужасе рассказывали о непроходимых дорогах, заваленных трупами...

Ну хорошо, вы можете не верить архиву, дайте ваши доказательства!!! - С какой стати мы вам, убийцам, должны давать какие-то доказательства? Вы и без наших доказательств знаете все, другое дело, что если что-то зависит от ваших источников у вас есть возможность согласно вашей ментальности менять и искажать - ложь, фальсификация, подлоги и бессовестное наглое вранье. Зачем мы будем с вами связываться, когда у нас есть все доказательства, из самых разных источников, причем, неармянских.
3) Почему были погибшие среди армян - Смешно отвечать на этот глупейший вопрос.
4) А что касается сбитого самолёта... Действительно, Путин достаточно умный человек и не нам с Вами обсуждать этот вопрос.

Знаете, Конфуций сказал, "иногда, что бы исправить нацию, нужно её полностью уничтожить, оставив небольшую часть младенцев мужского и женского рода, что бы подвид продолжался", ну это немного свободная интерпретация его слов, конечно. А ведь Конфуций прав, надеюсь, именно Путину предстоит воплотить эту идею в жизнь и очистить человечество от нации, которой ни один другой народ не дал хотя бы мало-мальской положительной характеристики. Посмотрите пословицы разных народов о турецкой сути. Дай Бог здоровья Путину!

Многие турецкие политики не признают истребление армян геноцидом. Но как иначе можно назвать массовое убийство по национальному признаку? Ученые из Турции, Армении и других стран собрали документальные свидетельства резни, жертвами которой стало более миллиона человек.

Началось это примерно в 1000 километров от исторической родины армян - в Стамбуле.

В ночь на 24 апреля 1915 года турецкие жандармы арестовывают более 200 представителей столичной армянской интеллигенции - служащих, журналистов, учителей, врачей, аптекарей, предпринимателей и банкиров.

Уже полгода Османская империя втянута в Первую мировую войну. Задержанных обвиняют в предательстве и пособничестве врагу. Аресты видных представителей армянской общины продолжаются и в провинции. Армян пытают и публично казнят. Но настоящий кошмар еще впереди. Организаторы геноцида планируют стереть с лица земли целый народ.

Вплоть до второй половины XIX века армяне играли важную роль в жизни Османской империи. Будучи христианами, они, как и представители других немусульманских народов, веками не допускались к государственной службе.

Однако многим из них удалось нажить большое состояние. Не только на Армянском нагорье в Восточной Анатолии, но и в Стамбуле они контролировали ряд ключевых отраслей экономики: шелковую и текстильную промышленность, сельское хозяйство, кораблестроение и табачную индустрию.

Выходцы из армянского меньшинства первыми перенесли на турецкую почву современное драматическое и оперное искусство. Были авторами первых османских романов европейского образца.

Из 22 газет, выходивших в Стамбуле, девять печаталось на армянском языке. В 1856 году в Османской империи был провозглашен декрет о реформах. Все подданные, вне зависимости от религиозной принадлежности, получили право занимать высшие государственные должности. После этого армян в столице стало еще больше.

Лишь в последней трети XIX века отношения между османскими властями и армянским меньшинством резко ухудшились.

Все началось в 1877 году. Во время Русско-турецкой войны лидеры армянской общины обратились к российскому императору с просьбой оккупировать армянские районы азиатской Турции или добиться от османского султана Абдул-Хамида II предоставления им автономии. Их надежды не оправдались.

Но по условиям заключенного на следующий год Сан-Стефанского мирного договора султанское правительство обязалось защитить христиан от религиозных гонений и уравнять их в правах с мусульманами. Причем реформа должна была проводиться под надзором европейских наблюдателей.

Для османских правителей эти уступки стали настоящим унижением. Тем более что их многонациональная империя уже трещала по швам.

Еще в 1875 году великий визирь, главный министр султана, объявил о государственном банкротстве. Контроль за выплатой внешнего долга перешел к европейцам.

На следующий год против турецкого владычества восстали сербы, черногорцы и болгары. И по решению Берлинского конгресса 1878 года Османская империя лишилась обширных территорий на Балканах.

Абдул-Хамид II, правивший Турцией с 1876 года, воспринимал восстания своих христианских подданных и вмешательство европейских держав как заговор против его империи и ислама. Когда армянские революционеры и борцы за независимость начали устраивать теракты против османских чиновников и организовывать партизанские отряды, он принял жесткие меры.

В 1894 году конные отряды курдских ополченцев утопили в крови армянское восстание, разрушили дома бунтовщиков и перебили множество мирных жителей. И в Анатолии, и в Стамбуле в последующие годы мусульмане не раз устраивали резню армян, убив как минимум 80 тысяч человек. Погромы могли происходить по личному распоряжению султана, считают многие историки.

Через несколько лет относительного затишья конфронтация между армянским меньшинством и властями вновь обостряется. В 1913 году в результате государственного переворота к власти приходит группа лидеров комитета «Единение и прогресс». В стране устанавливается военная диктатура.

Эта организация - ультранационалистическое крыло движения «младотурок», свергнувших в 1909 году султана Абдул-Хамида II и посадивших на трон его безвольного брата Мехмеда V.

В стране провозглашена конституционная монархия. Теперь султан - лишь формальный правитель. Вся реальная власть сосредоточена в руках членов так называемого «триумвирата», состоящего из двух высокопоставленных офицеров и одного бывшего служащего телеграфной конторы: Энвер-паши, Джемаль-паши и Талаат-паши.

Их цель - сохранить распадающуюся державу любой ценой. Всякое стремление к национальной автономии они расценивают как измену. Они убеждены в превосходстве турок как представителей «титульной нации» над остальными народами империи. И полны решимости создать чисто турецкое мусульманское государство.

Националистическая пропаганда усиливается после очередного унизительного поражения Османской империи. За год до переворота в результате первой Балканской войны она теряет почти все свои европейские территории.

Более чем 500-летнему турецкому владычеству на Балканах приходит конец. Сотни тысяч мусульман бегут в Малую Азию, в основном - в районы проживания армян. Для турок эти беженцы - обездоленные единоверцы, которых нужно приютить и обустроить на новом месте. А ради этого не грех изгнать христиан и отнять их имущество.

Особого накала антиармянская истерия достигает в ноябре 1914 года после вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Губернатор провинции Диярбакыр, медик по образованию, открыто называет армян «вредными микробами, поразившими тело отечества». И задается вопросом: разве не долг врача - уничтожить опасную бациллу?

Идет война. Турецкому правительству уже не нужно действовать с оглядкой на Запад. К тому же события на Кавказском фронте дают властям предлог для начала антиармянской кампании. Там с середины зимы османская армия под командованием Энвер-паши атакует русских. Наступление оборачивается полным разгромом. Более трех четвертей турецких солдат гибнет от холода.

В апреле 1915 года в расчете на скорое русское контрнаступление восстает армянское население приграничного города Ван. Турецкий гарнизон изгнан, местная крепость и госучреждения разрушены. В Стамбуле - паника.

Официальная пропаганда раздувает этот инцидент до масштабов глобального антигосударственного заговора, нацеленного на развал империи.

В этой ситуации абстрактная идея создания моноэтнического государства воплощается в конкретный план истребления армян. Отдельные армянские погромы, которые с начала войны устраивают военизированные отряды, перерастают в организованный геноцид.

Позднее в меморандуме министерства внутренних дел это назовут «полным и всеобъемлющим разрешением» армянского вопроса. Возможно, оно было принято комитетом «Единение и прогресс» в дни между прорывом кавказского фронта и высадкой войск Антанты в Галлиполи близ Стамбула 25 апреля 1915 года.

Репрессии начинаются с незаконного ареста представителей армянской элиты. Вслед за этим следует приказ о депортации. Министр внутренних дел Талаат-паша поручает губернаторам провинций выслать все армянское население в подконтрольные туркам пустынные районы Сирии и Месопотамии.

Но истинный план правительства еще страшнее. По всем провинциям рассылаются спецуполномоченные центрального комитета, которые устно передают местным властям секретное распоряжение.

Им предписывается собрать и убить всех армянских мужчин и юношей, а женщин и детей отправить по этапу - в расчете на то, что многие из них умрут в пути от болезней, голода и холода.

Никаких официальных документов с распоряжениями Талаат-паши и других членов правительства об организации массовых убийств нет. Да и кто бы стал подписывать такие приказы и брать на себя ответственность за столь чудовищное злодеяние?

Однако в государственных архивах сохранились отдельные служебные записи, свидетельствующие об участии в репрессиях многих государственных учреждений.

А еще есть многочисленные свидетельства очевидцев: немецких дипломатов и медсестер, американских консулов и самих армян, переживших геноцид. По ним можно четко восстановить ход событий, происходивших в апреле 1915 года в Анатолии, а потом и на берегах Тигра и Евфрата.

Большая часть армян проживала в провинции Эрзурум на северо-востоке Анатолии на границе с Россией. Там и была впервые отработана схема депортации, которая затем использовалась в других регионах.

На местах создаются комиссия из полицмейстера, высших чинов администрации, представителя центрального комитета правящей партии и еще нескольких человек. Они готовят списки армян и оповещают их о предстоящем «переселении». Одновременно карательные отряды проводят резню и погромы в армянских поселениях.

К концу июня жандармы сгоняют всех жителей армянских деревень Восточной и Центральной Анатолии. И под вооруженным конвоем отправляют до десяти тысяч человек пешком в 600-километровый переход на север Сирии в город Алеппо.

Из Западной Анатолии армян вывозят на юго-восток страны эшелонами по Багдадской железной дороге. Вслед за деревенскими жителями депортируется армянское население городов.

Немецкие дипломаты шлют в Берлин депешу за депешей с описанием хода и масштабов репрессий. Но правительство кайзеровской Германии не хочет вмешиваться во внутренние дела союзной державы.

Немецкий посол в Стамбуле граф Пауль фон Вольф-Меттерних просит тогдашнего рейхсканцлера Теобальда фон Бетмана-Гольвега публично осудить истребление армян. На что тот отвечает: «Наша единственная задача - удержать Турцию до конца войны на нашей стороне вне зависимости от того, погибнут из-за этого армяне или нет». Многие германские офицеры даже участвуют в составлении планов депортации в качестве военных советников.

Один из ключевых элементов проекта по созданию моноэтнического государства - превращение армян-христиан в турок-мусульман. Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько армянских женщин было насильно выдано замуж за турок и сколько армянских детей отдано в турецкие семьи и приюты для перевоспитания. По некоторым оценкам, их могло быть 200 тысяч. Тысячи армянских девушек были проданы бедуинам. Свидетельства армянских женщин - это один из основных источников информации о зверствах конвойных команд.

Первая остановка в пути - пересыльный пункт, по сути концентрационный лагерь под Алеппо. Десятки тысяч его узников умирают от голода, жажды и эпидемий. Оттуда армян гонят вдоль пустынных берегов Евфрата от одного временного лагеря к другому. Последний и самый крупный разбит в пустыне близ города Дер-Зор на территории современной Сирии (ныне - Дайр-эз-Заур).

Весной 1916 года пересылочный лагерь под Алеппо расформировывают. Каждый день в Дер-Зор прибывают все новые многотысячные партии депортированных. В переполненном лагере скапливается до 200 тысяч человек. Его коменданта Али Суэд-бея, пытавшегося облегчить участь армян, смещают с должности. На его место министр внутренних дел назначает Зеки-бея, который тут же организует резню.

В декабре 1916 года после серии массовых убийств завершается вторая фаза геноцида. Но сам лагерь продолжает действовать до конца войны. Когда в октябре 1918 года в Дер-Зор вступает британская армия, солдаты находят в нем всего тысячу человек, измученных голодом и болезнями.

В декабре 1916 года власти прекращают операцию по уничтожению армян и начинают заметать следы. Большинство лагерей к тому времени уже ликвидировано. В Анатолии, по официальной статистике, вообще не осталось армянского населения.

Несколько десятков тысяч человек могли спастись бегством в Россию. Из более чем 1,2 миллиона депортированных около 700 тысяч погибло на этапе. Еще 300 тысяч - в концлагерях. Лишь немногим удалось бежать и укрыться в крупных сирийских городах. По оценкам некоторых исследователей, жертв еще больше.

После капитуляции Османской империи в 1918 году западные страны-победительницы требуют осудить виновных в преступлениях против армян. Чтобы выторговать лучшие условия мира, новый султан Мехмед VI организует в Стамбуле военный трибунал, который приговаривает к смерти 17 организаторов геноцида: чиновников, военных и политиков. Многие турки возмущены таким приговором.

В августе 1920 года страны Антанты навязывают Турции Севрский мирный договор на жестких условиях. Османская империя распадается, признает независимость Армении и уступает часть Анатолии армянам и грекам. Это конец заигрываниям с Антантой.

Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказываются ратифицировать договор в парламенте и в ходе нескольких военных кампаний выбивают греков из Малой Азии. Власти успевают привести в исполнение лишь три смертных приговора. 31 марта 1923 года, еще до официального провозглашения Турецкой республики, Кемаль объявляет амнистию всем осужденным.

Три главных виновника геноцида - министр внутренних дел Талаат-паша, министр морского флота и военный губернатор Сирии Джемаль, а также министр обороны Энвер - еще в 1918 году бегут в Германию.

Энвер погибнет через несколько лет в боях с Красной армией при попытке поднять антибольшевистское восстание в Средней Азии. Джемаль и Талаат будут расстреляны армянскими боевиками в ходе операции мщения «Немезида».

Убийцу Талаата, совершившего свой теракт в 1921 году в Берлине, немецкий суд признал невменяемым и выпустил на свободу.

Несмотря на все исторические свидетельства, турецкое правительство до сих пор отрицает сам факт геноцида армян и его масштабы. По официальной версии, это было лишь вынужденное переселение из районов боевых действий, в ходе которого случались и массовые расправы, но не плановое истребление.

«Мы настроены против армян по трем причинам. Во-первых, они обогатились за счет турок. Во-вторых, они стремятся создать собственное государство. В-третьих, они открыто поддерживают наших врагов. Они помогали русским на Кавказе, и наше поражение там по большей части объясняется их действиями. Поэтому мы пришли к твердому решению нейтрализовать эту силу до завершения войны. Отныне мы не потерпим ни одного армянина во всей Анатолии. Пусть живут в пустыне и больше нигде».

Талаат-паша, министр внутренних дел Османской империи, в разговоре с американским послом Генри Моргентау-старшим, август 1915 года:

«Каждый мусульманин, укрывающий армянина, будет казнен на месте, а дом его сожжен дотла. Если это чиновник, то он будет отстранен от службы и предстанет перед трибуналом; военнослужащие, поощряющие укрывателей, будут отданы под трибунал за неповиновение приказу».

Из приказа генерала Мехмеда Камиль-паши, командующего третьей турецкой армией

«Когда они пришли и приказали нам собираться в дорогу, мы все удивились. Всего за три дня до этого мы проверяли, созрел ли виноград и не пора ли собирать урожай. Тогда еще кругом царил мир и покой. И вдруг городской глашатай объявляет, что мы обязаны покинуть город и уже снаряжаются подводы, чтобы нас вывезти».

Из воспоминаний одного из выживших

«Люди готовились покинуть свою родину, бросив дома и землю. Они пытались распродать мебель, продукты питания и одежду, потому что им разрешили взять с собой лишь немногое. И соглашались на любую цену. На улицах было полно турок и турчанок, рыскавших в поисках швейных машинок, мебели, ковров и других ценных вещей, которые можно было заполучить почти даром. Швейные машины ценой 25 долларов продавались по 50 центов. Дорогие ковры расхватывали меньше чем за доллар. Все это напоминало пир стервятников».

Лесли Дэвис, американский консул в Харпуте, Восточная Анатолия

«Некоторых состоятельных армян предупредили, что через три дня они вместе со всем армянским населением должны покинуть город, оставив все свое имущество, которое объявляется государственной собственностью. Но турки не стали дожидаться назначенного срока и уже через два часа начали грабить армянские дома. В понедельник весь день продолжалась пушечная канонада и ружейная пальба. Вечером солдаты ворвались в сиротский приют для девочек в поисках укрывшихся армян. Одна женщина и девочка были застрелены при попытке закрыть входные ворота. Прочесав город, погромщики подожгли и сравняли с землей армянский квартал, как и окрестные армянские деревни».

Из воспоминаний Альмы Йоханссон, шведской монахини в составе немецкой благотворительной миссии в городе Муш, Восточная Анатолия

«Самых красивых армянских девушек постарше держат в заточении, чтобы они ублажали погромщиков из местной банды, которая хозяйничает в городе. Здешний представитель комитета «Единение и прогресс» собрал в одном из домов в центре города десять самых привлекательных арестанток, чтобы насиловать их вместе со своими товарищами».

Оскар С. Хейзер, американский консул в Трабзоне, северо-восточная Анатолия, 28 июля 1915 года

Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка.

Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию».

Из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с усами. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку».

Из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия

«Оставшиеся на дороге трупы следует зарывать, а не сбрасывать в овраги, колодцы и реки. Вещи мертвых подлежат сожжению».

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли».

Из воспоминаний выжившего

«На 52-й день пути они пришли в другую деревню. Там местные курды забрали у них все, что было - даже рубашки. И пять дней вся колонна шла под палящим солнцем голышом. Все эти дни им не давали ни кусочка хлеба, ни глотка воды. Сотнями падали замертво, языки у них были черные, как уголь. И когда к концу пятого дня они дошли до колодца, все, естественно, бросились к воде, но жандармы преградили им путь и запретили пить. Они потребовали платить им за воду - от одной до трех лир за чашку. А иногда не давали воды, даже получив деньги».

Из воспоминаний выжившего из города Харпут, Восточная Анатолия

На всех станциях, где бы ни останавливался наш поезд, мы видели напротив эти эшелоны вагонов для перевозки скота. Из крошечных зарешеченных окон выглядывали детские лица. Боковые двери вагонов были открыты, и можно было ясно различить внутри стариков и старух, молодых матерей с младенцами, мужчин, женщин и детей, которых втиснули туда, как овец или свиней».

Анна Харлоу Бирдж, член делегации Американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям, - о поездке в Стамбул, ноябрь 1915 года

«Одним из первых убитых, которого мы увидели, был пожилой армянин с седой бородой. Из головы у него торчал камень, которым ему размозжили череп. Чуть поодаль лежали сожженные тела шести или восьми людей. От них остались только кости и фрагменты одежды. Мы объехали верхом все озеро Гёльджюк и за сутки насчитали не менее десяти тысяч тел убитых армян».

Лесли Дэвис, американский консул в Харпуте

«22 августа на этапе между Богазлияном и Эркилетом (Центральная Анатолия) шесть конвойных жандармов стали под страхом смерти вымогать у колонны ссыльных деньги. 120 армянских семей смогли насобирать лишь десять лир. Из-за того, что денег оказалось так мало, жандармы рассвирепели, выбрали всех мужчин, около 200 человек, и заперли их на местном постоялом дворе.

Потом они выводили их оттуда скованными по несколько человек, обыскивали, забирали все найденные деньги и прямо в кандалах отправляли в близлежащий овраг. Затем выстрелами из винтовок жандармы дали сигнал местным шайкам турецких головорезов, которые уже стояли наготове с дубинками, камнями, саблями, кинжалами и ножами. Они набросились и перебили всех мужчин и юношей старше 12 лет. Вся эта резня происходила на глазах жен, матерей и детей».

Из показаний шести армянских женщин из деревни Хаджикёй, записанных немецким консулом в Адане, 1 октября 1915 года

«Колонну прибывших депортированных армян остановили перед зданиями местной администрации. Всех мальчиков и девочек отняли у матерей и увели внутрь; после этого колонну погнали дальше. Затем жителей окрестных деревень оповестили, что любой желающий может прийти в город и выбрать себе ребенка».

Константинопольский патриарх Армянской апостольской церкви Завен Тер-Егиян, 15 августа 1915 года

«Турки увели всех половозрелых девочек и девушек и изнасиловали их. Две девочки сопротивлялись, и тогда жандармы забили их до смерти. Одна девушка по имени Роза Кирасян решила добровольно отдаться одному из жандармов, взяв с него слово, что он не будет ее обижать, а потом выдаст замуж за своего брата. Турки из Эркилета увели 50 девочек и 12 мальчиков».

Из показаний шести армянских женщин из Хачикея, сентябрь 1915 года

«В конце июня 1915 года, когда температура поднималась до 46 градусов, из Харпута депортировали группу из 100 армянских женщин и детей. К востоку от Диярбакыра их отдали на произвол шайке курдов, которые выбрали себе самых привлекательных женщин, девочек и детей.

Понимая, какая участь их ожидает в плену у этих извергов, напуганные женщины сопротивлялись изо всех сил и некоторые из них были убиты рассвирепевшими курдами. Перед тем как увезти с собой отобранных женщин, они сорвали почти со всех остальных одежду и погнали их по дороге голыми».

«После резни армян турки и курды обшаривали их трупы в поисках поживы. Один из них стал обыскивать меня и заметил, что я еще жив. Тайком от других он отнес меня к себе домой. Дал мне новое турецкое имя - Ахмед. Научил меня молиться на турецком. Я стал настоящим турком и прожил у него пять лет».

Из воспоминаний выжившего

«Людям приходится убивать и есть бродячих собак. Недавно они убили и съели одного умирающего. Это я знаю со слов очевидца. Одна женщина состригла себе волосы и обменяла их на хлеб. Я сама видела, как другая женщина слизывала с земли на дороге лужи крови какого-то животного. До сих пор все они питались травой, но теперь и она пожухла. На прошлой неделе мы побывали в доме у людей, которые не ели три дня. Там была женщина с маленьким ребенком на руках, которая пыталась накормить его хлебным мякишем. Но он уже не мог есть, захрипел и умер у нее на руках».

«Трупов в городе было так много, что местные санитарные службы не справлялись с их уборкой и военные предоставили для их вывоза большие фуры, запряженные волами. В них складывали по десять трупов и отправляли колоннами на кладбище. Зрелище было ужасное: груды ничем не прикрытых, голых тел со свисающими по бокам повозок головами, руками и ногами».

Джесси Б. Джексон, американский консул в Алеппо

«Я буду отправлять к вам армян караван за караваном. Все их золото, деньги, украшения и ценные вещи мы возьмем и поделим. Вы переправите их на плотах через Тигр. Когда прибудете в укромное место, убейте их всех и сбросьте тела в реку. Вспарывайте им животы и набивайте камнями, чтобы они не всплыли. Все их пожитки берите себе. А половину золота, денег и драгоценных камней будете отдавать мне».

Из обращения губернатора Диярбакыра (Южная Анатолия), бывшего врача Решид-бея к вождям местного курдского клана Раман - записано со слов одного из его представителей

«На следующий день мы сделали привал на обед и наткнулись на целый лагерь армянских ссыльных. Бедняги соорудили себе примитивные шатры из козьих шкур, чтобы укрыться в тени. Но большинство лежало прямо под палящим солнцем на раскаленном песке. Среди них было много больных, поэтому турки дали им день передышки. Трудно представить себе более удручающее зрелище, чем толпа людей посреди пустыни в это время года. Эти несчастные, наверное, ужасно страдают от жажды».

«В живых оставалось еще много маленьких детей, которые потерянно бродили среди трупов своих убитых родителей. Для их поимки и уничтожения повсюду были разосланы «четы» («эскадроны смерти», сформированные из курдов и специально выпущенных из тюрем уголовников). Они ловили детей тысячами и пригоняли на берег Евфрата, где хватали их за ноги и разбивали им голову о камни».

Из воспоминаний очевидца-грека

«Утром караван ссыльных окружил отряд конных черкесов - они забрали у них все, что еще оставалось, и сорвали с них одежду. После чего гнали толпу голых мужчин, женщин и детей до самого Карадага (горы на берегу Хабура - притока Евфрата). Там черкесы снова накинулись на несчастных с секирами, саблями и кинжалами. И стали рубить и колоть направо и налево, пока кровь не полилась рекой и вся долина не покрылась изувеченными телами.

Я видел, как губернатор Дер-Зора наблюдал за происходящим из коляски и подбадривал убийц возгласами «Браво!» Сам я зарылся в груду трупов. Когда все умирающие затихли, черкесы ускакали. Через три дня я и еще тридцать выживших выбрались из-под разлагающихся тел. Нам пришлось еще три дня добираться до Евфрата без еды и воды. Один за другим все теряли силы и падали замертво. Одному мне удалось наконец дойти до Алеппо, переодевшись дервишем».

Из рассказа выжившего Хосепа Саркисяна из города Газионтеп в Южной Анатолии

«На подходе к деревне по обочинам дороги лежало много мертвых. Как их убили, я не знаю. Но я своими глазами видел тысячи трупов. Дело было летом, поэтому из них вытекал растопленный жир. Зловоние стояло такое, что турки собрали все трупы, облили керосином и сожгли».

Из воспоминаний выжившего

«Добравшись до Евфрата, жандармы побросали всех оставшихся в живых детей младше 15 лет в реку. Тех, кто пытался выплыть, расстреливали с берега».

Из рассказа армянской вдовы из Байбурта

«Мы желаем, чтобы вы поручили американским страховым агентствам предоставить нам полный список армян, которые заключили с ними договор на страхование жизни. Почти все они уже мертвы и не оставили после себя наследников, которые могли бы получить положенные выплаты. Теперь все эти деньги, разумеется, должны поступить в казну».

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд